Сладкая глазурь любви
На курсах интегрального воспитания супружеская связь предстает перед нами в качестве „домашней лаборатории“, где каждый может формировать в себе человека на новой ступени. Одно из упражнений в рамках этого курса называется „Все преступления покроет любовь“.
На первом этапе упражнения партнеры вместе беспристрастно разбирают свои негативные стороны. Можно даже писать на карточках, чтó плохого я вижу в себе и в супруге. Так у нас набирается груда общего мусора, который мешает нам жить.
Глядя на карточки, покрывающие стол, мы видим, как богат „навозом“ наш сложный внутренний мир. А ведь есть еще грязное белье, которое мы стесняемся выставить напоказ, и вещи, до которых мы не можем добраться, поскольку еще не знакомы со своей природой на всю ее глубину. Но даже без этих пластов мы выкладываем карты на стол и задаемся вопросом: существует ли некая система – техническая, психологическая, биологическая или какая-то еще, – способная в таких условиях поддерживать связь своих частей и их гармоничное, слаженное взаимодействие? Ведь если бы в электроцепи, в электронном оборудовании, в техническом механизме или в нашем биологическом теле существовали такие помехи – разумеется, система не могла бы существовать.
Выходит, мы очень сильны психологически, если, несмотря ни на что, умудряемся жить в одном доме, прилагая всё новые старания. И все-таки, это не жизнь.
И потому на следующем этапе мы покрываем негатив позитивом, словно торт – шоколадной глазурью. Для этого мы „хороним“ всё плохое, как будто его и нет, и начинаем раздавать друг другу комплименты, со всех сторон обволакивая горечь этим сладким покровом. Мы приподнимаемся над тем, что нам мешает, над „преступлениями“, и накрываем их любовью.
Теперь мы выкладываем только позитив и расточаем друг другу похвалы, сообразно с каждой карточкой на столе. Ведь в другом я вижу отражение себя, и потому своими дифирамбами, в сущности, нейтрализую собственные изъяны.
Так мы упражняемся в подъеме над привычным подходом, который требует видеть в другом зло, и стараемся видеть в нем только хорошее. Подобно этому, на своего любимого малыша, ползающего по полу, я смотрю с теплом и любовью. Внимательно и заботливо я слежу за каждым его движением и умиляюсь всему, что вижу. Соответственно надо относиться и к спутнику жизни.
Надо заметить, что, по части отрицания, мы обладаем большим лексиконом и легко самовыражаемся. Поэтому на первом этапе критического разбора проблем у нас не возникает. А вот для сладкого покрытия нам недостает слов: назвав два-три пункта, я беспомощно умолкаю. Неслучайно столько замечательных фильмов и пьес сделано в форме трагедии, тогда как комедия часто оказывается дешевым товаром, простым и незамысловатым. Всё дело в том, что мы не чувствуем мощи, кроющейся в позитиве.
Ну а далее в нашем упражнении наступает третий этап: мы рассказываем партнеру о своих ожиданиях – о тех, что связаны с ним, и об ожиданиях вообще.
Повторим порядок действий: сначала мы выложили друг другу все свои эгоистические претензии и требования, затем поднялись над своими пороками и нарисовали противоположную, совершенную картину. По сути, на этой картине отображен я сам – такой, каким должен быть.
При этом требования мои должны уменьшиться до насущных, которые не порицаются и не восхваляются. Я больше не выставляю партнеру неоплатный счет, а соглашаюсь на то, что позволяет нам жить нормальной жизнью и двигаться вперед по жизни. Разумеется, эти требования тоже носят двоякий характер: материальный и человеческий, чувственный. Но главное в них – именно взаимная поддержка. В итоге я требую от партнера лишь то немногое, что обеспечит мне возможность любить его. Это и есть насущная необходимость.
Тогда обнаруживается, что наши ожидания требуют минимальных физических усилий. Доброе отношение и взаимопонимание внезапно наполняет нас, и к этому не нужна большая добавка „материи“, поскольку всё наполняется чувством.
Наконец, в итоге мы составляем резюме о том, чего достигли. А достигли мы сближения сердец, потому что готовы теперь жить в „розовом облаке“ над грудой мусора, которая покрыта позитивом и больше не источает смрад. Мы требуем друг от друга лишь того, что необходимо для любви, – остальное уже не представляется нам обязательным.
Мы работаем над этим упражнением каждый день, и даже если нам не удается его реализовать, привычка все равно становится второй натурой, и правильное отношение постепенно просачивается внутрь.
В принципе, кроме этого, больше нам почти ничего не нужно. Достаточно немного внимания – и мы понимаем друг друга. Если же над нами довлеет груз обвинений, если мы не покрываем мусор своего эгоизма, то дарим друг другу цветы и конфеты, от которых только толстеем. Эти подарки не заменят нам любви. Зато если есть любовь – то хоть в шалаше.
О женских претензиях
Вопрос: В семье часто бывает так, что у жены накапливается к мужу больше претензий, чем у него к ней…
Ответ: Так бывает всегда, ведь женская природа характеризуется именно ощущением ненаполненного желания. В этом супруги не должны искать равновесия. Что идет от природы, то не порицается и не восхваляется. Безусловно, женщина испытывает намного бóльшую неудовлетворенность. 90% претензий идет от нее, тогда как мужчина обычно ограничивается простой формулировкой: „Оставь меня в покое“.
Так мы устроены, и именно с такими свойствами мы должны дополнять друг друга. Отсюда становится понятно, что на мужчину и на женщину возложена работа разных видов.
Какую лепту должен вносить мужчина? Ведь женщина готова делать для него всё, поддерживать связь, обеспечивать необходимое – лишь бы он уделял ей внимание. В конечном счете, такова женская природа. Соответственно, от мужчины требуется постоянно проявлять естественное, неподдельное отношение, проникнутое теплотой и заботой. Для мужчины эта работа тяжела, а для женщины относительно легка. Ведь когда он проявляет к ней внимание, у нее появляется „горючее“ для любых усилий.
Таким образом, мужчина должен выражать доброе отношение, и это ему трудно – а женщина должна переделывать множество дел, и ей легко, если она чувствует это отношение с его стороны.
Таковы следствия духовных корней, и ничего тут не поделаешь…
Забытый день рождения
Вопрос: Допустим, супруги приступили к упражнению „Все преступления покроет любовь“, по ходу которого они разбирают недостатки друг друга, а затем поднимаются над негативом, над этой „грудой мусора“, покрывая ее заботой и любовью. Но что если ожидания от этих усилий не оправдываются?
Ответ: Дело в том, что „мусор“ всплывает постоянно, и потому мы не ограничиваемся одним слоем „бисквитов в шоколадной глазури“, а добавляем еще и еще. В итоге наш „пирог“ получается пышным и сочным.
Речь идет о последовательной работе, причем с каждым разом мы ведем анализ на более высокой ступени, не такой, как вчера. Мы не заводим одну и ту же пластинку, не включаем один и тот же фильм – ведь день за днем мы набираемся опыта и понимания.
Соответственно, и „мусор“ со временем меняется. Оба мы теперь глубже разбираемся в наших взаимоотношениях, и потому между нами всплывают новые проблемы. Мы не ожидали такого, однако злое начало постоянно растет – и разумеется, с каждым разом мы обнаруживаем „мусор“ более высокого качества.
Однако это уже не просто отбросы, а удобрения, подпитывающие древо семейной жизни. Ведь мы работаем над ними, и теперь, вместо того чтобы разрушать семью и разделять нас, они позволяют нам находить еще более сокровенные точки соприкосновения, еще более глубокое взаимопонимание.
И потому мы не отчаиваемся. Напротив, мы продолжаем упражняться, еще и еще – в рамках курса интегрального воспитания.
Вопрос: А как мы разрешаем текущие мелкие конфликты в течение дня?
Ответ: Пускай даже не мелкие, а крупные, со звоном бьющихся тарелок. Любой такой случай становится темой обсуждения, основой для продвижения.
Проблемы будут нарастать – причем качественно. Казалось бы, из-за чего тут ссориться? Разве это повод? Но у нас мимолетное разногласие превращается в большой конфликт, потому что мы видим его в другом, более высоком разрешении, под собственным „увеличительным стеклом“.
„Как такое может быть? – думает она. – Мы раскрываем любовь между нами – и вдруг он забыл о моем дне рождения??“
Вопрос: Выходит, продвигаясь к доброй связи, мы словно проливаем больше света на ее текущие изъяны?
Ответ: Конечно. Неслучайно сказано, что как бы высоко ни поднялся человек, злое начало все равно возвышается над ним. Мы постоянно растем, и наши проблемы – тоже, однако постепенно они обретают новое качество. К примеру, в обычной семье пропущенный день рождения не разжег бы пожар. А нам любое проявление невнимательности, любая размолвка может показаться серьезной проблемой.
Снова и снова нам придется раскрывать естественную, „материнскую“, беззаветную любовь друг к другу. Каждый раз мы будем заново настраиваться на нее, оценивать происходящее с ее позиций и благодаря этому возвращаться на верный уровень отношений.
Возрождение семьи
Вопрос: В семейной жизни бывает так, что ты вроде бы и пытаешься найти общий язык, помочь – а потом жалеешь о том, что получилось. Как мне развить в себе такую чуткость, чтобы заранее знать, принесет ли пользу то или иное мое начинание?
Ответ: Старайся действовать из любви, с предельной прямотой.
А вообще, интегральное воспитание учит нас именно этому – налаживать взаимосвязь. Ведь только ее нам недостает, чтобы подняться с нынешней убогой ступени к жизни в гармонии и совершенстве. Для того человек и развивается, чтобы в итоге ощутить всех людей в мире.
Семья – лишь первый, ближайший этап на этом пути. А затем, продолжая развивать себя, человек начинает ощущать всех окружающих: как они живут, из чего сложены, что думают, как они относятся к нему, а он – к ним. Он „считывает“ их, он становится как рентгеновский аппарат, он видит их насквозь. Мир для него теперь прозрачен, благодаря чему он знает, как налаживать с людьми связь и какую реакцию вызывать на себя.
Вот отчего мы столько говорим о налаживании семейных отношений. По сути, это трамплин к единству с окружением в целом, и через него – со всей действительностью. Всё приходит благодаря той „тонкости души“, остроты восприятия, которую человек обретает из интегральных упражнений. Именно так мы продвигаемся вперед. Единственное, что от нас требуется, – достичь такой „разрешающей способности“, которая позволит нам вступить в более высокое измерение. И тогда мы обнаружим вокруг мир, намного более красочный и глубокий, по сравнению с тем, что предстает перед нами здесь и сейчас.
Достичь этого можно, только упражняясь в своих отношениях с ближними. Вначале подобные упражнения кажется мне инфантильной игрой, но это не так. Ведь тем самым я раскрываю свои тончайшие чувства и свойства, повышаю их точность и сквозь нынешний мир проникаю в более глубокое измерение. Я начинаю различать вещи, лежащие выше времени, ощущаю прошлое, настоящее и будущее как параметры, заложенные в природе. Я распознаю множество явлений – и всё благодаря „салонным“ упражнениям с супругом, когда мы ведем наши „игры“ за чашкой кофе.
На самом деле, больше нам просто нечем заниматься. Завершился этап внешнего, механического, грубого покорения мира. Мы достаточно развили технологии, науку и технику, экономику. С этим покончено. Наступает следующий этап, и теперь мы должны налаживать связь с природой, с миром – путем самосовершенствования.
То же самое происходит и в семейной жизни: мы дошли до того, что уже не можем выносить друг друга, уживаться друг с другом. Дело даже не во взаимных претензиях – по сути, мы живем вместе только из-за детей. Не находя друг в друге ничего привлекательного, супруги нередко заводят себе любовников, а дом превращается для них в „гостиничный номер“. Некоторых удерживает вместе общий бизнес. Причем люди всё прекрасно понимают и порой ведут вольную жизнь, которую уже и совместной-то не назовешь.
Таким образом, мы пришли к очень серьезному кризису в семье, и нам не остается ничего иного, как улучшать себя. Можно выстроить для супругов дворец, обставить его лучшей мебелью и оснастить домашними приборами по последнему слову техники – ничего не поможет. Сегодня „спутники жизни“ и без того живут по разным комнатам, почти не пересекаясь друг с другом. Каждый ест в свое время, у каждого свой шкаф, свой компьютер и т.д.
Так что, у нас больше нет возможности для внешних усовершенствований – как в мире вообще, так и в семейной жизни. На этом уровне мы исчерпали весь потенциал и теперь просто обязаны открыть новый этап. Настало время изменить человека, придать ему новые возможности по контактированию с ближними, научить построению доброй взаимосвязи над всеми нынешними „отбросами“. В этом и заключается суть новой эры, на пороге которой мы стоим.
Благодаря переменам в семье, мы изменим и всё остальное: общество, технологии, экономику, науку, культуру, образование… Но так или иначе, всё это станет следствием внутренних перемен в каждом, а потому здесь-то и заложена ключевая проблема. Необходимо перевести взгляд, перенести внимание с внешних изменений, с банков и промышленности – на человека.
И начинаем мы с точки соединения в семье. Прежде всего, мы должны вместе признать, что пирамиду наших отношений венчает точка соединения. Она лежит над всем остальным. Так будем же держаться этой точки сердцем и разумом – и исходя из этого увидим, как решать все наши проблемы внизу.
Нам не надо исправлять друг друга, требовать что-то друг от друга. Сказано: „Человек да поможет ближнему“. Только так мы и должны действовать – уступая партнеру и самоотрекаясь перед ним посредством специальных упражнений.
В любом случае, начинать каждый шаг можно только с точки соединения. Весь наш план состоит в том, чтобы достичь взаимного слияния. Без этого финального ориентира не обойтись, ведь „конец действия кроется в изначальном замысле“. Нам необходима реальная программа, ведущая к цели.
И потому вершина пирамиды всегда у нас перед глазами. Там мы с партнером исчезаем по раздельности и становимся единым целым – настоящей духовной структурой. Эту цель мы устанавливаем изначально, а затем постоянно проявляем и усиливаем ее. Чем бы мы ни занимались, в конечном счете, всё призвано укреплять эту точку. Она для нас – не только финальная цель, но и цель каждого частного действия. Ведь иначе действие это будет неправильным и не приблизит нас к цели.
А цель – это единство, соединение. Мы дополняем друг друга до такой степени, чтобы наилучшие и даже наихудшие вещи, которые мы видим в себе и друг в друге, не остались нереализованными. Мы внезапно обнаруживаем, что все „выступы“ и „выемки“ в нас, все достоинства и недостатки настолько соответствуют, что каждый из нас идеально входит в другого и восполняет его. На языке каббалы это определяется так: женская часть (Нуква) слита с мужской (Зэир Анпин) лицом к лицу в непрерывном взаимодействии во всех десяти сфирот. Это значит, что всё плохое и хорошее, что мы постоянно выявляем, служит лишь укреплению той самой точки соединения. Благодаря этому она все время растет – начиная с простого согласия, всё больше и больше.
И тогда мы видим, что в этой точке рождается новое свойство, новое, совместное ощущение, какого не было раньше. Оно лежит там, где мы уже неразличимы в отдельности. Это называется „каплей единства“ – ведь в капле не разглядеть отдельных частей, тех двух капель, которые стали ею одной. Вот это ощущение, эта капля жизненной энергии – и есть любовь. Свойство, чувство, которое мы в ней раскрываем, приходит не из этого мира. В ней мы нащупываем свой корень – некую высшую судьбу, Высшую силу, которая свела нас, соединила и привела к слиянию. Что называется: „муж и жена – Шхина меж ними“.
Всё это требует тяжелой работы, и для нее необходима широкая общественная поддержка. Сами мы не справимся с этой задачей, не сможем все время возвращаться к ней, упорно и неустанно. Здесь нам нужна подмога со стороны окружения, мы должны видеть, что другие тоже делают это, мы должны встречаться с ними, беседовать об этом.
Да, мы – всего лишь люди, однако у нас есть возможность достичь точки высшего соединения. А потому вовсе нечего стесняться и запираться от других. На кухне и в спальне со всеми происходит то же самое.
Говоря иначе, „идеальная“ картинка, которую мы нарисовали, венчает очень тяжелую работу, очень непростые внутренние баталии. Это не розовые мечты, а война человека с самим собой, постоянные усилия, которые он прилагает, чтобы распахивать себя, помогать партнеру, – и всё только ради соединения. Внутренней работе свойственно множество противоположных чувств и разного рода деталей. Представь, к примеру, что фабрика под твоим руководством приступает к производству нового изделия. Это нововведение требует много сил и ресурсов, тебе нужно вложить всю душу, чтобы всё проанализировать, продумать и правильно состыковать.
Одним словом, начните и увидите, что это непросто. Сразу возникнут вопросы и проблемы: „Как быть дальше? Почему мы вдруг остановились? Почему обессилели?..“ И главное тут – продолжать упражнения каждый день.
Вопрос: Как будет выглядеть жизнь супругов, которые достигли своей цели – соединения?
Ответ: Прежде всего, они постоянно пребывают в движении, в процессе, пока весь мир не придет к тому же. Внезапно они обнаруживают, что находятся в интегральной связи со всеми парами в мире. Ведь каждая пара как диполь, в котором два потенциала – положительный и отрицательный – сопряжены в единую систему. Стрелка компаса – тот же диполь, вращающийся сообразно с расположением магнитных полюсов. Так вот, каждая пара – как эта стрелка с двумя противоположными зарядами. Однако вместе партнеры формируют на себя „покрытие“ и становятся полноценным единым „модулем“.
Так устроен мир: не может быть плюса без минуса, света без тьмы, наполнения без сосуда, Творца без творения. Это относится и к семейной ячейке.
Ну а затем я внезапно устремляюсь к тому, чтобы ощутить жизнь не в своей „клетке“, а во всем теле. Через точку соединения ко мне приходит такое чувство, такая потребность. Пускай в семейной ячейке я достиг единства и совершенства, и все же в этом совершенстве раскрывается недостаток – оказывается, есть единство еще более качественное, совершенство еще более высокое. Тогда-то и выясняется, что я завишу от всего мира. Все ячейки в нем представляют собой клетки единого тела. Все диполи соединены и зависят друг от друга – а значит, я не смогу исправить себя и зажить настоящей жизнью, пока не исправлены другие.
Таким образом, исправив семейную ячейку, мы приходим к более широким исправлениям. Всё человечество постепенно втянется в них – начиная с частных семейных „клеток“ и ко всё более сложным системам, к „органам“ общего тела, пока мы не достигнем полного исправления всей „конструкции“.